ПТСР – психическое расстройство,возникающее в ответ на воздействие шокирующих, пугающих событий на психику ребенка. Они могут быть связаны со смертью, ее угрозой, серьезной травмой, насилием, конфликтом и т.д. Оно приводит к тяжелым нарушениям развития, здоровья, социального функционирования. Чтобы этого не допустить, обратитесь в психиатрическую клинику «Нарколог-Психиатр». Звоните по круглосуточному телефону +7 (495) 162-66-65.
Причины заболевания
Дети не обязательно должны непосредственно переживать болезненное событие, болезнь может возникнуть, если они становятся свидетелями травмы, происходящей с другими, или узнают о произошедшем с близким членом семьи, другом.
Болезнь развивается на фоне психотравмирующего фактора, который вызывает чувство страха, беспомощности, ужаса. Однако это происходит не всегда. Существуют факторы риска, защиты, влияющие на вероятность возникновения, тяжесть патологии, связанные с:
- характером ситуации (степень насилия, продолжительность, повторяемость, близость к ребенку);
- личностью (возраст, пол, темперамент, предшествующие психические проблемы);
- окружением (отсутствие поддержки, неблагоприятная семейная обстановка, социальная изоляция).
Факторы защиты имеют связь с:
- характером событий (однократность, отдаленность от ребенка);
- личностью (высокая устойчивость, адаптивные стратегии управления);
- окружением (наличие поддержки, благоприятная семейная обстановка, социальная интеграция).
Симптомы ПТСР у детей
Патология может проявляться по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей. Однако существуют общие признаки, они разделяются на четыре группы:
- Вторжения – навязчивые воспоминания, сны, флешбеки о ситуации, вызывающие дистресс, страх. У малышей признаки проявляются в виде игры, в которой они воспроизводят элементы произошедшего. У подростков возможны кошмары, беспокойство при упоминании о событии (при просмотре новостей, фильмов).
- Избегания – уклонение от ситуаций, мест, людей, предметов, которые ассоциируются с произошедшим. Например, человек избегает разговоров о событии, показывает отсутствие эмоций по этому поводу. У маленьких детей наблюдается регрессия в развитии в виде недержания мочи, кала, сильной привязанности к родителям. У подростков развивается апатия, отчуждение, потеря интереса к прежним занятиям.
- Негативных изменений в настроении, мышлении – ухудшение самооценки, чувство вины, стыда или ответственности за произошедшее. Испытывается гнев, раздражительность, агрессия. Снижается способность концентрироваться, запоминать, учиться. Возможно появление пессимистического, катастрофического видения будущего. У маленьких детей развивается страх разлуки с родителями. У подростков возможны депрессия, суицидальные мысли, поведение.
- Повышенного возбуждения, реактивности – проявляется постоянным напряжением, беспокойством у ребенка. Он легко пугается, волнуется при неожиданных звуках, движениях. Возможны проблемы со сном (бессонница, плохое засыпание, раннее пробуждение), аппетитом (анорексия, переедание). Он может быть импульсивным, неосторожным, чувствительным к шуму, свету. Есть риск злоупотребления алкоголем, наркотиками.
Признаки проявляются сразу после травмы либо через определенное время (до 6 месяцев). Они бывают постоянными, периодическими, усиливающимися при стрессе, воспоминании о произошедшем.
Классификация
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей классифицируют по ряду критериев, таких как:
- время возникновения: острое, хроническое;
- длительность: с ограниченным, продолжительным временем течения;
- тип травмы: однократная, многократная;
- симптомы: типичные, атипичные.
Осложнения
Патология провоцирует различные осложнениям, негативно отражающиеся на развитии, здоровье, социальном функционировании. Возможные нарушения:
- аффективные: депрессия, циклотимия;
- тревожные: паническое, обсессивно-компульсивное, генерализованное тревожное расстройство, фобии;
- диссоциативные: деперсонализация, дереализация, амнезия, фуга, идентичность;
- поведенческие: агрессия, нарушение правил, антисоциальное поведение, преступность;
- личности: зависимое, пограничное, избегающее расстройство личности;
- сна: бессонница, кошмары, сомнамбулизм, изменение фаз сна;
- питания: нервная анорексия, булимия, переедание;
- обучения: снижение учебной мотивации, концентрации, памяти, творчества.
Возможны нарушения социализации: изоляция, отчуждение, низкая самооценка, проблемы в общении, взаимодействии с людьми.
Диагностика ПТСР у детей
При постановке диагноза учитываются клинические критерии, приведенные в Международной классификации болезней (МКБ-10), в Диагностическом статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5).
По МКБ-10 диагноз ставится, если выполняются следующие условия:
- человек подвергся травматическому событию, которое представляло угрозу жизни, вызвало у него сильный страх, ужас, беспомощность.
- есть признаки вторжения, избегания, повышенного возбуждения в течение месяца после травмы или дольше.
- симптомы вызывают значительное страдание, нарушение социального, межличностного функционирования.
Для малышей 6 лет и младше в DSM-5 предусмотрены отдельные критерии ПТСР. Они отличаются тем, что требуется только один признак избегания или негативных изменений в настроении, мышлении.
Для диагностики используются:
- сбор анамнез: беседа с психиатром о травматическом событии, симптомах, факторах риска, защиты, семейной истории, социальной ситуации;
- клиническое наблюдение: оценка поведения, эмоций, мышления, речи;
- психометрические тесты: использование стандартизированных опросников, шкал для измерения степени выраженности симптомов;
- проективные методы: использование неструктурированных заданий для выявления скрытых конфликтов, переживаний и отношений малыша – тесты Роршаха, тематический апперцептивный, (TAT), детский апперцептивный тест (CAT);
- игровые методы: использование игрушек, кукол, рисунков, материалов для создания ситуации, в которых выражаются чувства, мысли по поводу произошедшего – игры «Песочница», «Семья», «Больница».