Педагогическая запущенность (ПЗ) – патологическое состояние ребенка (подростка), характеризуется отклонениями в поведении, обучении, воспитании, по сравнению с возрастными нормами. Если вы заметили нежелательные особенности в развитии ребенка, покажите его опытному детскому психологу из клиники «Нарколог-Психиатр». Специалист скорректирует отклонения, задаст правильный курс на взросление. Позвоните для получения бесплатной консультации +7 (495) 162-66-65.
Причины педагогической запущенности
Отклонения возникают из-за недостаточности, неправильности воспитательного воздействия со стороны родителей, педагогов, других взрослых. Невнимание к детским потребностям провоцирует серьезные последствия для психического, физического здоровья, социальной адаптации, самореализации.
Причины ПЗ разнообразны, но в основе лежат факторы семейного, образовательного характера. Среди наиболее распространенных психологи выделяют:
- неблагоприятные условия жизни: бедность, алкоголизм, наркомания, насилие, развод, смерть, отсутствие одного из родителей;
- неправильный стиль воспитания юного поколения: гиперопека, безразличие, излишняя строгость, слабость, избалованность, унижение, непоследовательность, противоречивость требований, поощрений;
- ошибки в обучении: отсутствие учета индивидуальных особенностей, потребностей, невнимание, игнорирование успехов, проблем школьника, перегрузка, недостаток заданий, материалов, формализм, скучный учебный процесс.
Большое влияние оказывает негативное влияние сверстников, окружающей среды: давление группы, одиночество, конфликты, изоляция, подражание асоциальным моделям поведения, отказ от общения.
Классификация педагогической запущенности
Существует несколько видов педагогической запущенности:
- Медико-педагогическая – отставание в физическом развитии, плохое здоровье малыша из-за неправильного питания, ухода, гигиены, профилактики заболеваний. Такие дети часто болеют, имеют хронические заболевания.
- Нравственно-педагогическая – нарушение морального сознания, поведения ребенка дошкольного, младшего школьного возраста из-за отсутствия, искажения нравственных ценностей, правил, норм общества. Такие индивиды не уважают себя, других, не контролируют эмоции, поступки, не отвечают за свои действия, последствия, допускают аморальные, противоправные поступки.
- Интеллектуально-педагогическая – нарушение познавательного развития, обучения из-за некачественности образовательного процесса. Ученики имеют низкий уровень интеллекта, знаний, умений, навыков, не могут адекватно мыслить, изучать предмет, решать задачи, самостоятельно учиться.
- Нравственно-трудовая – недостаточное трудовое воспитание ввиду неправильности воздействия. Дети не интересуются трудом, не знают его ценности, не понимают смысла, не умеют работать в здоровом коллективе, самостоятельно, не развивают способности.
Существует еще социально-педагогическая запущенность (СПЗ), связанная с нарушением социального развития, адаптации ребенка. Отклонение характеризуется:
- хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы;
- сопротивлением педагогическим воздействиям;
- дерзостью с учителями;
- негативным отношением к учебе;
- социальной дезадаптацией;
- различными асоциальными проявлениями.
Дефект возникает из-за недостаточности, неправильности социального воспитания ребенка со стороны родителей, педагогов. Его динамика может вызывать личностную деградацию, психические расстройства, соматические заболевания, способствовать преступности, наркомании. СПЗ требует комплексной коррекции с участием психологов, педагогов, социальных работников, медиков.
Признаки педагогической запущенности
Патология имеет различные признаки в зависимости от вида запущенности, возраста ребенка. Самые распространенные признаки:
- физические: неопрятный внешний вид, недостаточный (избыточный) вес, плохое состояние кожи, волос, зубов, ногтей, одежды, обуви, наличие вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), хронические заболевания, травмы;
- психические: инфантилизм, эмоциональная неустойчивость, агрессивность (пассивность), конфликтность, замкнутость, низкая самооценка, самонадеянность, апатия, гиперактивность, депрессия, мания;
- познавательные: отставание в развитии мышления, памяти, внимания, речи, воображения, неспособность к абстрактному мышлению, логике, слабая ориентация в пространстве, времени, низкий уровень знаний по разным предметам, необразованность и неразвитость;
- социальные: неумение общаться с людьми разного возраста, статуса;
- нравственные: несоблюдение правил, норм общества, неуважение к себе, другим, нечестность, ложь, воровство, хулиганство, насилие, отсутствие ответственности, долга, совести;
- трудовые: неинтерес к труду, лень, безделье, неспособность к самоорганизации, планированию, неумение работать в команде и самостоятельно, низкие качество, продуктивность труда, отсутствие профессиональных навыков.