иконка адрес

1-й Стрелецкий проезд, 18

иконка часы

24/7

иконка телефона
Наши гарантии
замок
Анонимность
Не ставим на учет и сохраняем конфеденциальность клиента на всех процедурах. В том числе при выезде на дом.
палец вверх
Мотивация
Специалисты клиники знают как грамотно, без психологического или физического давления, получить согласие на выздоровление
сердечко
Результат
Гарантируем выздоровление при выполнении всех рекомендаций полного курса реабилитации
Цены на услуги
Лечение парааутизма
от 4000 ₽
Лечение парааутизма на дому
от 4600 ₽
Консультация психиатра по лечению парааутизма
от 5000 ₽
Амбулаторное лечение парааутизма
от 4600 ₽

Парааутизм описывается как психическое расстройство, возникающее у детей, подростков в результате стрессовых ситуаций, нарушения связи с матерью. Он имеет схожесть с аутизмом по некоторым признакам, но также отличия. Дефект является приобретенным, поддается коррекции при своевременной диагностике, лечении. Обратитесь в частную психиатрическую клинику «Нарколог-Психиатр» в Москве, если у ребенка развился парааутизм. Звоните по круглосуточному телефону +7 (495) 162-66-65.

Причины парааутизма

Психическая депривация (ПД) в раннем детстве может вызвать психогенную форму аутизма. Это расстройство, при котором ребенок не хочет, не умеет общаться с другими, изолирует себя от мира. У него отстает развитие ума, речи, чувств. Он становится эмоционально незрелым, личностно дефицитарным. Его социальные функции, воля слабо развиты.

Генез депривационного парааутизма – факторы окружающей среды. Основной из них – ПД, когда ребенок не получает стимулов для социального развития.

Есть некоторые причины для этого:

  1. Недостаток эмоциональной связи между малышом и мамой. Это бывает в проблемных семьях, где мамы болеют алкоголизмом, наркоманией, психическими болезнями, просто плохо исполняют роль матери.
  2. Потеря родителей. Ребенок оказывается в ситуации сильной социальной депривации, если он сирота, брошенный, беспризорный. В детских учреждениях он часто не имеет достаточного общения, лишен дозы любви.
  3. Нарушение работы органов чувств. Больной не в состоянии общаться из-за органических заболеваний – слепота, глухота, ДЦП.
  4. Ребенок и врачНедостаток информации. Ребенок страдает от «информационного голода», если его долго держат в изоляции (в подвале, закрытой комнате). Иногда его воспитывают животные в дикой природе (синдром Маугли).
  5. Длительная ситуация угрозы. Замкнутость малыша возникает как реакция психологической защиты при перманентном воздействии опасных для жизни факторов.

Патогенез парааутизма

Механизм зарождения болезни связан с нарушением формирования психических функций в результате недостаточного, неправильного общения с окружающими. ПД приводит к дефициту стимулов для развития мозга, его структур, ответственных за социальное поведение, эмоции, речь, мышление. В результате ребенок не учится понимать, выражать чувства, не развивает интерес к другим людям, миру, не формирует навыки общения, самообслуживания.

Пациент остается в состоянии раннего детства, когда он не отделяет себя от матери, не осознает индивидуальности. Он избегает глазного контакта, физического прикосновения, вербальной коммуникации.

Ребенок предпочитает повторяющиеся движения, только они приносят удовлетворение, спокойствие (например, качается, как маятник). Он реагирует негативно на любые изменения в своей среде, проявляет агрессию, апатию.

Симптомы парааутизма

Признаки истинного дизонтогенеза при парааутическом расстройстве у младенцев представлены обеднением эмоциональных ответов на речь взрослого, вид незнакомых людей, новую игрушку. Ребенок выдает характерную симптоматику:

  • не улыбается, не смеется, не плачет, не проявляет интереса к окружающему миру;
  • не стремится к физическому контакту с матерью, другими людьми;
  • не реагирует на имя, не подражает звукам, жестам.

Он предпочитает однообразные, повторяющиеся действия с предметами, например, качает игрушку, себя из стороны в сторону. У детей постарше другие проявления заболевания.

Нарушение социального взаимодействия

Больной не устанавливает дружеских отношений со сверстниками, не проявляет интереса к их играм, чувствам. Он не понимает правил поведения в обществе, не соблюдает нормы этикета, морали. Он не способен к эмпатии, сопереживанию, сотрудничеству.

Нарушение речевого развития

Ребенок может быть полностью безречевым, иметь ограниченный словарный запас. Кроме того, он:

  • использует эхолалию (повторение слов, фраз за другими людьми), пралалию (повторение своих слов, фраз);
  • говорит о себе в третьем лице, обращается к себе по имени;
  • испытывает проблемы с пониманием, выражением мыслей, чувств.

Он предпочитает игнорировать обращения к нему, отвечать непосредственно на вопросы.

Нарушение поведения

Ребенок иногда проявляет агрессию, апатию, бывает раздражительным, пассивным. Он:

  • испытывает страх перед новыми ситуациями, людьми, зависим от рутинных действий, предметов;
  • производит стереотипные движения (качание телом, махание руками, вращение пальцами); манеризмы (щелканье языком, хлопанье руками, прищуривание глаз);
  • имеет специфические интересы (цифры, буквы, карты), пристрастия (еда, одежда, музыка).
Наши акции
Этапы оказания помощи
телефон
Получение заявки
документ
Сбор анамнеза
машина скорой помощи
Выезд врача
рука с деньгами
Оплата лечения
Медицинский символ
Оказание помощи
Гарнитура
Контроль качества
врач со стетоскопом
Запишитесь на консультацию
Наши специалисты ответят на ваши вопросы

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта

Нарушение интеллектуального развития при парааутизме

У ряда больных наблюдается умственная отсталость различной степени тяжести. Уровень интеллекта зависит от причины, степени ПД, возможности коррекции, компенсации нарушений.

Парааутизм при материнской депривации, наступившей в младенчестве, позднее установления эмоциональных связей с матерью, часто вызывает у младенца более тяжелые нарушения психического развития:

  • реактивная депрессия;
  • апатия;
  • анорексия;
  • снижение моторной активности;
  • задержка речевых, когнитивных навыков.

В дальнейшем такие дети имеют высокий риск возникновения умственной отсталости глубокой, средней степени.

Парааутизм при сенсорной депривации (слепоте, глухоте) в первые годы жизни приводит к нарушению формирования первичных форм общения, познания мира. Ребенок не получает достаточно информации через зрительный, слуховой анализаторы, что сказывается на интеллектуальном потенциале. Если не проводить специальную коррекцию, обучение таких детей, у них развивается умственная отсталость легкой, средней степени.

Парааутизм при когнитивной депривации (информационном голоде) в дошкольном, школьном возрасте ведет к недоразвитию интеллектуальных способностей. Он:

  • не получает достаточно стимулов для становления памяти, внимания, речи, творчества;
  • не овладевает навыками чтения, письма, счета;
  • не адаптируется к социальным требованиям, нормам.

Такие дети могут иметь задержку умственного развития, недоразвитость.

Диагностика парааутизма

Для выявления дефекта у детей необходимо провести комплексное обследование, включающее следующие методы:

  1. Клиническая беседа с маленьким пациентом, его родителями, опекунами. Цель беседы – установить наличие, отсутствие взаимного контакта, выяснить интересы, предпочтения, эмоциональный тонус, речевые способности. Важно получить анамнез онтогенеза пациента, узнать о социальной среде, условиях воспитания, наличии психотравмирующих факторов.
  2. Наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях: в игре, в общении со сверстниками, взрослыми, в учебной деятельности. Цель наблюдения – определить степень социальной адаптации, наличие стереотипий, агрессии, способность к сотрудничеству, эмпатии.
  3. Женщина с ребенком на приеме у врачаПсихологическое тестирование интеллекта, памяти, внимания, мышления, речи, других когнитивных функций. Цель – оценить уровень умственного развития, выявить возможные дефициты. Используются различные психологические методики, например, шкала по Д. Бэйли, тест Равена, тест Айзенка.
  4. Нейропсихологическое обследование функционального состояния ЦНС. Цель – выявить органические поражения мозга, которые могут быть причиной либо сопутствующим фактором парааутизма. Для этого применяются методы ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга.
  5. Консультация других специалистов: невролога, эндокринолога, генетика. Цель – исключить либо подтвердить наличие соматических заболеваний, наследственных аномалий, которые могут влиять на психическое развитие, вызывать симптомы парааутизма.

Диагноз ставится на основании комплексной оценки результатов обследования, сравнения с критериями Международной классификации болезней (МКБ-10) для реактивного расстройства привязанности в детском возрасте.

Дифференциальная диагностика парааутизма

Чтобы отличить парааутизм, не спутать его с другими болезнями, которые имеют сходные признаки, нужно провести дифференциальную диагностику. Метод исключает не подходящие по некоторым фактам заболевания со схожими симптомами, чтобы в итоге оставить только одну вероятную болезнь.

Дифференциальная диагностика включает различение с болезнями, патологиями, похожими на парааутизм, но имеющими разницу:

  • Ранний детский аутизм (РДА). При РДА аутистический дефект глубже, чем при парааутизме, контакт с пациентом нарушен при любой стимуляции. Негативизм постоянен, не меняется от ситуации. Больной не интересуется окружением, речь либо отсутствует, либо формальна.
  • Эндогенный аутизм (синдром Аспергера). У больного высокий уровень интеллекта, хорошо развита речь, но он испытывает трудности в социальном общении, понимании эмоций других людей. Проявляет повышенный интерес к определенным областям знаний, увлечениям, но не способен к творчеству, фантазии.
  • Умственная отсталость. У пациента низкий уровень интеллекта, есть нарушения в когнитивных функциях, но он способен к общению, эмпатии. Он проявляет интерес к миру, хотя испытывает сложности в обучении, адаптации. Умственная отсталость вызывается различными причинами: генетическими аномалиями, врожденными пороками развития, перинатальными повреждениями мозга.

У многих больных наблюдаются органические поражения ЦНС.

Лечение парааутизма

Терапия направлена на устранение причин, факторов, способствующих возникновению психической депривации, коррекцию нарушений в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах. Лечение должно быть комплексным, индивидуальным, учитывая особенности каждого члена семьи.

Оно включает следующие методы :

  1. Психокоррекционные занятия. Целью психокоррекции является развитие коммуникативных навыков, формирование эмоциональной привязанности к близким людям, стимуляция познавательной активности, творческого потенциала. Для этого используются различные методы, техники, а также этиопатогенетический принцип (коррекционно-логопедическая работа): игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, животная терапия. Психокоррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в группе с другими детьми с парааутизмом или без него. Психокоррекционные занятия должны быть регулярными, длительными, поскольку эффект от них проявляется не сразу, а постепенно.
  2. Фармакотерапия. Целью является уменьшение выраженности негативных симптомов: тревожность, апатия, нарушения сна, аппетита. Врач назначает различные группы препаратов: транквилизаторы (Феназепам, Диазепам), седативные препараты (Валериана, Материнка), ноотропы (Пирацетам, Глицин), антидепрессанты (Флуоксетин, Сертралин), нейролептики (Рисперидон, Арипипразол). Фармакотерапия должна быть под контролем врача-психиатра, назначаться только в случаях необходимости, по строгим показаниям.
  3. Социальная поддержка. Ее цель – создание благоприятных условий для адаптации детей с парааутизмом в обществе. Для этого необходимо обеспечить ему доступ к образованию, культуре, спорту, другим видам деятельности. Применяют образовательные программы, инклюзивное обучение, социальную реабилитацию. Специалисты оказывают психологическую помощь, консультации родителям, опекунам, помогают им в решении проблем, связанных с воспитанием, уходом за малышом. Привлекаются семейная терапия, группы самопомощи, социальные службы.

Лечение требует терпения, усилий, сотрудничества со стороны всех участников процесса: пациента, родителей, врачей, психологов, учителей. Только при таком подходе можно достичь положительных результатов, улучшить качество жизни.

«Родители должны помнить: дети с аутизмом — это дети с особенностями развития. Они не хуже, не лучше других. Они просто другие. Они нуждаются в нашей любви, поддержке», – утверждает Елена Николаевна Гриненко, педагог-психолог высшей категории. Мы также можем помочь Вам с паранойей.

Запишитесь на консультацию
Наши специалисты помогут вам с любым вопросом

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта

врач со стетоскопом
5 60
Отзывы
Наши лицензии

Список литературы

  • Парааутизм – психогенная форма аутизма/ Чуприков А.П.// Аутизм и нарушения развития. – 2013 – Т.11, № 2(41).
  • Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/ Чуприкова А.П., Хворовой Г.М.. – 2012.
  • Парааутизм – психогенная форма аутизма. Проблемы развития и бытия личности/ Козловская Г.В., Проселкова М.О.// Развитие личности 2004. - № 3.
  • Гриненко Е.Н. Рекомендации для родителей детей с аутизмом. // Национальный сервер «Образование». 2019. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/12/24/rekomendatsii-dlya-roditeley-detey-s-autizmom (дата обращения: 07.04.2023).
  • Портнова А.А. Опыт переживания кризисных событий: советы родителям детей с аутизмом. // Аутизм — это закрыть. 2022. URL: https://autismjournal.help/articles/opyt-perezhivaniya-krizisnyh-sobytiy-sovety-roditelyam-detey-s-autizmom (дата обращения: 07.04.2023).
  • В чем отличие аутизма и парааутизма? // Фонд «Близкие Другие». 2018. URL: https://blizkiedrugie.ru/materials/v-chem-otlichie-autizma-i-paraautizma (дата обращения: 07.04.2023).
Расчитать стоимость лечения
Возраст
Пол
Как часто употребляет алкоголь?
Хронические заболевания
Бывают ли запои?
Были ли попытки вылечиться ранее или случаи раскодирования?
Согласен ли пациент на оказание помощи?
Телефон
Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Как проявляются парааутистические расстройства?

    Парааутистические расстройства – это когда ребенок не умеет общаться с другими из-за того, что его кто-то обижал, он не видел и не слышал мир вокруг. Он может игнорировать людей, повторять одно и то же или не говорить вообще.

  • Можно ли избавиться от парааутизма?

    Избавиться от парааутизма можно, если начать лечение как можно раньше. Лечение состоит из двух частей: психологической и медицинской. Психологи и дефектологи помогают ребенку научиться общаться с другими людьми, развивать речь и эмоции. Медики дают таблетки, которые успокаивают ребенка, улучшают его настроение.

Новые навыки построения отношений с зависимым
За 10 занятий измените жизнь к лучшему
«Время перемен»
Данный курс подойдет людям, чьи близкие оказались во власти зависимости. Семьям, ищущим решение в борьбе с зависимостью. Тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
Ведущий курса
Станислав Смольный
Клинический психолог. Рилив-терапевт
пролистать страницу вверх
иконка модалок
закрыть
Заказать звонок
Позвонить